Внешне Oculus Rift DK2 мало отличаются от предыдущей версии. Очки получили более округлые формы, а провода, соединяющие устройство с компьютером, теперь проходят по верхней завязке для головы (раньше они торчали из боковой стенки). DK2 стали заметно легче предшественника, что ощущается уже в первые минуты погружения в искусственный мир.
Комплект поставки Development Kit 2 стал немного скромнее. Теперь очки приходят к владельцу не в пластиковом кофре с фирменной символикой, а в картонной коробке довольно неплохого качества. Впрочем, символика постепенно стирается при частом использовании.
В первой версии Oculus Rift комплектовался дополнительным устройством Latency Tester, измерявшим задержки сигнала. Теперь его встроили в сами очки, так что проводов поубавилось.
Изменилось и количество корректирующих линз, поставляемых вместе с очками. Раньше их было три пары – A, B и C – для людей с разной остротой зрения. Теперь остались только A и B, причем разработчики, пользующиеся Oculus Rift отмечают, что даже с идеальным зрением приятнее работать с линзами типа B.
Пожалуй главное и самое ожидаемое отличие новой модели – дисплей. Разрешение DK2 уже 960×1080 точек на каждый глаз против 640×800 в первой версии. В следующей версии создатели обещают установить дисплей формата 4K, чего ждут и боятся фанаты виртуальной реальности (об этом чуть позже).
Существенно сократилась задержка между движением головы пользователя и изменением картинки в очках. В режиме обновления 60 Гц ее, якобы, нет совсем, а в других режимах (72,75 Гц) она составляет 2–3 миллисекунды.
Положение головы пользователя в пространстве отслеживают гироскоп, акселерометр и магнитометр, работающие на частоте 1000 Гц. Кроме того, появилась камера, отслеживающая голову, благодаря этому к предметам в виртуальной реальности теперь можно приближаться, ну или заглядывать под настольные лампы, за угол дома и т.д.
В новых очках чувствуешь себя значительно комфортнее, нежели в предыдущих. Если сцена оптимизирована и притормаживаний на уровне компьютера нет, то вас совершенно не укачивает, это и есть главная победа DK2. Можно долго бродить по виртуальному миру и чувствовать себя хорошо. Однако с часто обновляемой картинкой и дерганьем камеры эффект морской болезни обязательно возникнет через какое-то время.
Линзы Oculus Rift DK2 стали заметно больше, это оказалось не слишком хорошо. Раньше при желании пользователь мог пошевелить глазами и рассмотреть разные объекты в пределах поля видимости не двигая головой. А сейчас четкое изображение видно только при условии, что вы смотрите прямо, поэтому головой приходится крутить чаще.
В демонстрационной квартире висит зеркало, к которому по реальной привычке хочется подойти, чтобы посмотреть на себя. Однако тут пользователю придется разочароваться, ведь прикид у него как у вампира в зеркале не отражается.
Наше путешествие в виртуальной реальности продолжилось на демонстрационном стуле в какой-токвантовой вселенной. Стоит только пользователю отвернуться от фикуса на столе, как он превращается в кактус. Шоу, конечно, впечатляющее, особенно когда от поворота головы начинают исчезать стены домов и галактики.
Всего мы провели в искусственно созданном мире около получаса и никакого дискомфорта в итоге не испытали. Oculus Rift Development Kit 2 действительно подходят для того, чтобы познакомиться с виртуальной реальностью и остаться ею очарованными.
Ждем продолжения
Так же как и с DK1, настоятельно не советуем очертя голову записываться в ряды разработчиков приложений для виртуальной реальности (главное условие покупки девайса) и приобретать за $350 DK2. Все-таки сейчас не предназначены они для массового пользования, да и виртуальных миров пока создано не так много.
Нужно отметить, что у Oculus подросли параметры, очки стали удобнее, комфортнее, но работать над ними нужно еще долго. «Это не революция, а, скорее, эволюция, – подчеркнул он. – Быстро подключить, запустить и кайфовать — это не про DK2. Версия драйверов еще сыровата, чтобы подключить очки первый раз придется потрудится».
Минус еще и в том, что не все старые приложения, которые были написаны под DK1, на новых Oculus Rift запускаются. Это связано с использованием принципиально другого дисплея от Galaxy Note 3 и передаче картинки с портретной ориентацией. Изображение постоянно переворачивается программным образом, чего раньше не было. Кстати, уже вышли новые очки – DK3 Crescent Bay. Но о массовом выпуске пока речь не идет.
Возросшее качество изображения на Oculus Rift привело к тому, что в определенных сценах с ними уже не справляются достаточно мощные компьютеры. Для следующих очков виртуальной реальности потребуется очень мощное железо, ведь повышая качество картинки, разработчики повышают и разрешение. В скором времени разработчики планируют перейти на разрешение 4K. Сейчас, чтобы в реальном времени строить реалистичную картинку в 4K, требуется компьютер с конфигурацией за несколько тысяч долларов. Но к моменту выхода очков VR, работающих в 4K, стоимость такого компьютера станет доступной массовому потребителю. Вот, например, совсем недавно были анонсированы новые топовые видеокарты, предназначенные для работы в умопомрачительных разрешениях. Стоимость на них будет падать.
Существенных изменений с управлением своим аватаром в виртуальном мире не произошло. На Kickstarter сейчас представлено несколько систем управления своим местоположением в виртуальном пространстве и все они реализованы по-разному.
После эксперементов с различными контроллерами, большинство пользователей возвращаются к привычному геймпаду. Хотя и он вызывает некоторые трудности в управлении. «Некоторые пользователи отмечают значительное неудобство: они одевают очки и чувствуют себя скованными. Они не видят, что происходит вокруг. Поэтому нужно как-то совместить очки и камеру, чтобы можно было просто переключаться между виртуальным миром и реальностью».
К разработке приложений под виртуальную реальность постепенно подключаются крупнейшие производители развлекательной индустрии. Недавно о намерении выпустить первые блокбастеры для VR заявили Electronic Arts, а это значит, что массовый выпуск очков виртуальной реальности состоится в обозримом будущем.
25 марта этого года компания Oculus VR, изначально представившая свое детище на проекте Kickstarter, была приобретена Facebook за 2 миллиарда долларов США. Глава Facebook Марк Цукерберг тогда объявил, что видит в Oculus Rift и устройствах виртуальной реальности основу для нового поколения компьютерных технологий, которое идет на смену смартфонам.
«В очках эмоции усиливаются. Это яркий опыт. Ощущаешь реальные размеры предметов, чувствуешь глубину пространства, расстояния между объектами и можешь смотреть на них под разными углами. Число тех, кто понимает это, растет и сейчас намного выше, чем несколько месяцев назад. Многие интересуются, где можно приобрести очки. Такое понимание и интерес, конечно, нас радуют. Значит люди принимают это новшество», – соглашается с Цукербергом IT-директор тюменской компании. Остается немного подождать и дать разработчикам время подготовить продукты под стремительно развивающуюся новую технологию, казавшуюся до недавнего времени чем-то фантастическим.