На выставке электроники IFA компания HTC не представляла новых продуктов, да, был небольшой демо-стенд, где выставляли существующие модели, но не более. Однако, также на IFA, тайваньцы привезли одну из самых интересных и, потенциально, самых важных для себя разработок – шлем виртуальной реальности HTC Vive. Просто так посмотреть и пощупать его было нельзя, компания демонстрировала устройство в специально подготовленных комнатах по заранее утвержденному списку. Не знаю, зачем так сложно, вероятно, чтобы уместить всех желающих, да и каждая демонстрация требовала предварительной подготовки. Так или иначе, мне повезло, я провел в HTC Vive почти полчаса; мне показывали различные «демки», позволяющие понять и оценить потенциал этого совершенно нетипичного для HTC прибора.
Для начала коротко о технической составляющей. Шлем оснащен двумя экранами с частотой обновления 90 Гц и разрешениями 1080x1200 точек. В устройстве используется большое количество разнообразных датчиков: гироскоп, акселерометр, лазерные датчики. Также вместе с HTC Vive идет одна или две внешние станции для установки в углах комнаты, они отслеживают положение шлема в пространстве. И, наконец, вместе с Vive идут два контроллера для управления в играх и технических демо.
Как это выглядит в деле? Есть комната площадью примерно 4.5 на 4.5 метра, с двумя станциями отслеживания шлема, желательно пустая. Если мы говорим об использовании дома, то это должна быть гостиная с достаточной площадью, а станция отслеживания может быть одна. Здесь нужно заметить, что HTC Vive позволяет задать границы для перемещений. Условно, если у вас комната площадью 5 на 6 метров, но часть ее занята, можно установить границы передвижения в шлеме на те же 4 на 4 метра. В самом шлеме вы будете видеть эти границы при приближении к ним в виде полупрозрачного лазерного забора, как-то так. К шлему тянутся провода, так что при движении в нем нужно быть аккуратным, в первые минуты это непривычно, но затем все нормально. Контроллеры беспроводные. Наушники в пару к HTC Vive вы можете взять любые.
Мне показывали около десятка разных дехно демок. Первые – просто демонстрация графики и возможностей погружения в мир – я стою глубоко под водой на носу затонувшего корабля, вокруг плавают небольшие рыбки, до них можно дотрагиваться руками (контроллерами) и она от испуга сразу уплывают. Если посмотреть под ноги, видно остов корабля и небольшую площадь, на которая можно стоять, пара шагов вперед и передо мной простирается глубь океана, а через момент с другой стороны появляется огромный кит, он подплывает к самому носу корабля и, я могу разглядеть его огромный глаз и мельчайшие детали на огромном китовом теле. Графика в этой «демке» - главное, как и звуковое сопровождение. Эффект погружения в новый мир очень сильный, хотя, здесь я понимаю, что как человек, играющий много лет, возможно, не так впечатляюсь, как мог бы любой, кто играет редко или не играет вообще. Все-таки даже в шлеме виртуальной реальности я волей не волей оцениваю качество текстур, проработки моделей всех окружающих меня предметов и другие подобные вещи, тогда как мог бы просто попытаться оценить это все в целом.
К слову о графике, в апреле 2015 года компания Epic Games объявила о поддержке HTC Vive в новой версии движка Unreal Engine 4. Это очень хорошо, потому что на UT всегда выходит много игр и проектов, и поддержка Vive в этом движке, очевидно, расширит возможности применения аксессуара. Другое демо – я стою в небольшом домике, вокруг разбросаны разные предметы, стоит старый стол с открытой книгой на нем, дверь открывается и входит старый дядька, все это – секретный магазин из игры Dota 2. Дядька говорит, что я могу изучать таинственные символы в доме, взяв вон тот пучок света. Рукой я беру шарик света, дальше делаю несколько шагов по дому с толк, где вижу первый символ и касаюсь его светом, что держу в руках. В мгновение я уменьшаюсь в размерах и вот уже стою на книжке, а вокруг все та же комната, но уже огромная, потому что я стал лилипутом. Таких символов в доме много и каждый позволяет взглянуть на комнату под новыми углом, увидеть все предметы иначе. Еще одно демо – графика более простая, игрушечная, детская; я стою на кухне, вокруг столовые приборы, холодильник, стол и так далее. На стене доска, на ней рецепт приготовления условного супа. Я беру рукой ингредиенты, засыпаю их в кастрюлю, чтобы добавить туда кетчуп, нужно взять банку с ним, поднести к кастрюле и потрясти. То есть уже другой жест. Потенциал, думаю, понятен. Следующее демо – я стою в темной комнате, стен не видно, ничего не видно, передо мной просто два инструмента – в одном можно выбирать цвета и параметры, а второй – кисть. Можно рисовать что душе угодно, практически как в «паинте», то есть довольно просто, но зато в пространстве, я не ограничен какой-то одной плоскостью.
Потенциал у шлемов виртуальной реальности огромный, это было известно давно, стало понятно еще лучше с выходом Oculus Rift и вот теперь сюда приходит также HTC. Не пара ребят с опыт создания игр, а производитель с огромным опытом именно в технической области. Партнерство HTC и Valve, владельца самой крупной игровой платформы в мире для ПК-пользователей, Steam, явно будет полезно для обеих компаний. Продажи HTC Vive должны начаться уже в ноябре 2015 года, но, если честно, при всей крутости технологии (а даже технические демо, что я видел – выглядят очень здорово), я пока не понимаю, за счет чего Vive или Oculus будут продаваться в первые несколько лет. Ведь основной генератор продаж здесь – контент, будь то игры, сериалы с эффектом дополненной реальности или что-то еще – но этого контента пока очень мало и в этом проблема. Я не хочу ставить под сомнение будущее шлемов виртуальной реальности, потому что сам очень хочу дальнейшего развития данного направления и верю в него, но здесь и сейчас сложно представить, что одну из платформ ожидает резкий успех и скачок. HTC Vive – это начало долго пути и, я верю, компании HTC хватит сил, опыта, желания и, главное, ресурсов, развивать это направление.